Характерная особенность современного урока биологии – активная учебная деятельность обучаемых. Одной из закономерностей педагогического процесса является следующее: организуемая деятельность сопровождается или венчается ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ученик.
Успех – результат содействия школьника в его учебно–познавательной деятельности и педагога в его профессиональной деятельности.
Выбор форм, методов и
приемов работы должен быть адекватен эмоциональному состоянию воспитанников.
Ученики должны быть вовлечены в совместную деятельность, как в школе, так и за
ее пределами.
В арсенале современного
учителя много инструментов для достижения успеха: технология проблемного
обучения, проектная методика, научно-исследовательская деятельность учащихся и
т.д.
Повышение самостоятельной познавательной активности учащихся происходит благодаря приемам мыслительной деятельности: анализ, сравнение, обобщение, а также, благодаря индивидуальной работе на уроках и во внеклассной работе.
Одним из основных требований к выпускникам является умение свободно ориентироваться в огромном потоке информации. При работе над рефератами, выступлениями приходится пользоваться различными источниками, в том числе, технической и специальной литературой, данными Интернета. В связи с этим углубление и развитие межпредметных связей становиться насущной необходимостью.
Одной
из форм такой работы является создание презентаций с помощью PowerPoint.
Второй год ученики профильной группы создают пособия, которые кроме семинаров в группе, можно
использовать как наглядные пособия на уроках в среднем звене вместо старых
таблиц.
Для создания презентации ученик должен проработать огромное количество дополнительной литературы, проводить поиск информации в Интернете, сканировать необходимые иллюстрации. Это становиться возможным только при определенных навыках работ как с литературой, так и с компьютерной техникой. Таким способом созданы электронные пособия по разделам: «Основные отделы растений», «Беспозвоночные животные», находятся в стадии разработки пособие по курсу «Человек».
В каждой презентации используются рисунки и схемы как из хорошо знакомых школьных учебников, так и из дополнительных источников (пособия для студентов биологических и медицинских специальностей). Для работы особое значение имеет именно изображение, текст может быть сведен до минимума. Свой ответ учащиеся строят по схемам и рисункам.
Использование Power Point стало первым шагом в сотрудничестве с учителями и предметом информатики.
Следующим шагом были задания по созданию родословных в 9 и 10 классах в теме «Генетика» с использованием текстового редактора. При этом ученики не только узнают свои корни, историю семьи, но могут проследить развитие некоторых признаков, заболеваний и возможность передачи их из поколения в поколение. Например:
Одной из форм, использующей межпредметные связи и развивающей познавательную активность учащихся является интегрированный урок.
Применение информационных
технологий становиться возможным после того, как учащиеся познакомятся с
некоторыми из них на уроках информатики. В курсе биологии 8 класса, изучая
организм человека, в теме «Обмен веществ и энергии», учитель с помощью
медиапроектора может демонстрировать схемы на экране. Это значительно экономит
время и выглядит более эстетично. При выполнении лабораторной работы
«Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат» на заключительном
уроке этой же темы учащиеся работают с применением таблицы Excel. В процессе работы
проводятся вычисления, применяются знания по математике.
Гораздо больше возможностей для творчества в профильных группах довузовской подготовки. Ребята осмысленно выбрали профиль, поэтому интерес к предмету у них осознанный, они активно работают по индивидуальным заданиям.
Таким образом, появляются
индивидуальные творческие работы учащихся, которые сочетают в себе оригинальный
замысел, умение импровизировать с соблюдением научности и достоверности фактов.
В старших классах большое внимание уделяется индивидуальной работе над рефератами, с которыми учащиеся выступают на школьных конференциях или городской конференции «Шаг в будущее». Прекрасным дополнением к реферату является презентация, в которой могут быть представлены таблицы, диаграммы, иллюстрации. Темы рефератов зачастую переплетаются с вопросами, изучаемыми в курсах других предметов. Так, например, работа над темой реферата «Фракталы в медицине и биологии» позволила глубже изучить математическое понятие «фрактал» и рассмотреть его применение в медицине и биологии.
Поиск необходимой информации
по заданной теме потребовал проработать различные источники информации с разными
знаковыми системами: графиками, диаграммами, таблицами.
В результате участия в проектной деятельности, обучаемые могут самостоятельно выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, прогнозировать, формулировать полученные результаты.
Отделение основной информации
от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации,
передача информации согласно цели (сжато, полно, выборочно); умение приводить
доказательства, использование компьютерных технологий, владение основными
видами публичных выступлений – все это формируется в процессе индивидуальной
работы над рефератом, проектом.
Все достижения учеников пополняют дидактическую базу кабинета биологии. Все это становится возможным благодаря использованию информационных технологий на уроках естественного цикла.
Статья опубликована в сборнике материалов к научно - практической конференции
"Повышение качества профессиональной подготовки будущего учителя информатики, математики и физики". 2006 г.